Храм святых первоверховных апостолов «Петра и Павла»
Храм святых первоверховных апостолов «Петра и Павла»

Обращение настоятеля <смотреть>
Новая статья – Коментар щодо проголошення автокефалії Руською Православною Церквою у 1448 році <читать>
Новая статья – Без Богородицы нет спасения <читать>

 
 

Смысл жизни: путь бабочки

Смысл жизни - вопрос сколь расплывчатый, столь же и остро насущный для каждого человека. Кто мы, зачем мы здесь, куда идем и каким должен быть этот путь? В конечной полноте ответить на этот вопрос может только каждый для себя - в своем сердце. Но есть и общие, укорененные в самом бытии, закономерности, объективность которых невозможно отменить нашей субъективностью. Понять эти фундаментальные законы и определиться в отношении их - обязанность любого разумного человека. Цель этой книги - попытаться сделать несколько шагов в этом направлении.
Итак:
Лекция в университете. Вопрос студентам: "Какую по счету жизнь вы сейчас проживаете?" Интересуются - о какой жизни идет речь: духовной или физической? "О физической. Вполне конкретной реальной жизни". Ответы - кто во что горазд: прагматики - "первую", романтики - "одну из многих", оригиналы - "пятую с половиной". Один отвечает: "Вторую". - "Почему?" - "Не знаю. Так кажется". Кажется как раз правильно. Объясняю:
Мы все, друзья мои, уже прожили одну жизнь - жизнь в ином мире. Там была своя четко ограниченная в пространстве вселенная; была своя среда обитания - жидкая субстанция. Пищеварительный тракт, как и легкие, мы имели, но они не работали - как оказалось, были зарезервированы для будущей жизни, а питание осуществлялось через особый орган, от которого сейчас остался один "узелок". Обычно в своей вселенной мы жили поодиночке, но бывало, что собиралось нас двое или трое, а то и больше. Рождения своего мы не помнили - были тогда еще слишком малы, но с определенного момента вполне себя осознавали. Мы жили, развивались, мыслили, чувствовали, переживали, горевали и радовались. Некоторые из нас болели, многих зверски убили. И все мы, в конце концов, умерли. И это была настоящая смерть, мы были свидетелями ужасной катастрофы: наша вселенная страшно деформировалась и начала нас извергать, жидкая среда, в которой мы жили, куда-то излилась, мы были выброшены в пустое "безводное" пространство на произвол чуждой стихии, и, в завершение, - о ужас! - порвалась последняя связывавшая нас с жизнью пуповина, через которую осуществлялось все наше питание - и мы отчаянно закричали: "Уа-уа!!!".
"...родился человек в мир" (Ин. 16, 21).
Специалисты по детской психологии утверждают, что стресс, который переживает младенец в момент рождения, сопоставим со стрессом смертного мгновения. Но помнит ли это наш разум? Какими мы помним себя изначально: двухлетками? четырехлетками? шестилетками? А до этого - что, ничего не было? Неужели наш разум так одномерен, что не понимает простого логического построения - что уже было когда-то, может повториться и в будущем? Родители рассказали нам о нашем младенчестве - и мы верим. Врачи рассказали нам о процессе беременности - и мы верим. Святые рассказали нам то, что открыто Самим Господом - о вечной жизни. Верим ли мы? Скажете, живот беременной можно пощупать, а кто пощупает отшедшую от мертвенного тела душу? Но, друзья мои, в наш ли век - век кварков и нейтрино, век теории относительности и теории сингулярности - требовать "пощупать"?! Гороскопы на кофейной гуще не смущают? Барабашки в шкафу не смущают? Зеленые человечки с Неопознанными Летающими Объектами не смущают? А факт вечной жизни души, оказывается, смущает - это суеверие, это не доказано, это не так уж и важно. Да что уж может быть важнее?! Быть ли нам "выкидышами" вечности, или Человеком в богозданной полноте природы! Как можно объяснить такую слепоту?
В XIX веке говорили: величайшее достижение дьявола в том, что он уверил людей, будто его нет. В нашем веке он достиг большего: он заставил людей не думать о загробной участи. Любой приходской священник скажет: духовная атмосфера во время совершения обряда погребения (кроме редкого случая, когда в нем участвуют вполне церковные люди) - страшна. Или отчаяние, или безразличие - смотря по ситуации. Никто не чувствует, что совершается великое таинство рождения души.
Да, да - это рождение. В природе, нам для вразумления, Господь дал замечательный пример: бабочка. Сколько рождений она претерпевает и сколько жизней проживает? Пять! Первая жизнь - зародыш в теле бабочки-мамы. Вторая - яички в паутинке. Третья - гусеница. Четвертая - куколка. Пятая - бабочка. Пять жизней! И это прямая (надо думать не случайная) аналогия того, что происходит с человеком на пути всей его большой жизни.
Церковь учит полноте ответственности человека за свою жизнь: душа не путешествует из тела в тело, оправдывая следующей реинкарнацией любые неисправности нынешней своей жизни. Начало существования души единственно: она сотворяется Богом для вечности и начинает существовать во времени в момент зачатия человеческого тела. Это первое рождение и первая жизнь. На этом этапе существования особенностью является то, что душа и тело младенца еще не могут реализовать богодарованную им свободу: они готовятся ко второму рождению.
Второе рождение у бабочки и человека очень схоже: бабочка рожает яичко, женщина рожает ребенка. Начинается вторая жизнь - самостоятельная жизнь тела и души. Душа обретает способность делать выбор. Внешняя аналогия становится все более явной. Яичко - пассивная форма жизни. И не достаточная. Для того чтобы стать бабочкой - нужно побывать гусеницей. Для того, чтобы пребывать со Христом в вечности - нужно встретиться со Христом в этой жизни.
Третье рождение - это Крещение (1). Прошу обратить внимание - некрещеный человек обладает бессмертной душой. Но она пребывает как бы в пассивном состоянии, она не обладает необходимыми для развития степенями свободы. Представим себе такой пример: некий предмет, допустим, книгу неосторожно положили в лужу клея, клей высох. Можно книгу поднять, оторвать? Можно, но для этого необходимо приложить немало усилий. А вот если клей рассохся или смыт растворителем? Протяни руку и подними! Но ведь кажется, что книга все так же лежит, и ничего не произошло... Таким же образом и с душой в Крещении не происходит ничего внешне заметного (чего зачастую ожидают экзальтированные личности): Крещение это не кинетика, а потенция. Зато какая! С души сняты путы, кандалы первородного греха - живи, возрастай! Тут уж душа должна потрудиться. Гусеница ползает по листикам, питается, наполняется соками будущей жизни. Душа питается благодатью Божией и исполняется начатками жизни вечной. Потрудись, душа, не ленись - с "листика" на "листик" - доброделание и молитва, Таинства Церкви и самопознание: все доброе тебе прилежит. Для гусеницы губителен ядохимикат - беги от него. Для души губителен, ядовит грех - беги от него, очищайся от него: все это тебе дано в Церкви. И готовься к четвертому рождению.
Четвертое рождение - да, смерть. Успение, "засыпание" - не правда ли, это очень похоже на "окукливание"? Вот куколка висит - суха, мертва. Стручок какой-то, кочерыжка. Но нет, внешность обманчива - сокровенная жизнь продолжается. Душа отошла от тела, но и это еще не конец... Где-то там, в небесных чертогах, она пребывает в том состоянии, которое условно называется "предварительным судом". В чем-то это состояние схоже с первой жизнью: сама свое положение она уже изменить никак не может; того тварного времени, в котором мы живем, и в котором возможны изменения, для неё уже не существует. Но все-таки изменения - положительные - возможны. Возможны действием извне. Любящие усопшего - живущие на земле близкие и небесные покровители - молятся Господу, и их дерзновенная любовь сдвигает законы мироздания: небесная справедливость уступает место милосердию. Так чья-либо заботливая рука может перенести неразумно обосновавшуюся, например, в дымоходе куколку на более благополучное место - живи! И душа живет (если только своим коснением в злодеяниях не была немедленно низвергнута во ад) надеждой и ожиданием последнего и страшного рождения - Страшного Суда.
Да, Страшный Суд, конец этого мира - он действительно страшен, ибо Суд Божий никому не ведом. Но верующая душа живет надеждой, ибо ради этого события - пятого рождения - она пришла в мир! И вот бабочка вылетает из куколки - красота родилась! Вы никогда не задумывались, зачем природе бабочки? Цветы? Зачем нужна красота? Ведь с функциональной точки зрения они совершенно бесполезны: все эти разговоры про размножение, опыление - пустое. Я как священник сельский, наблюдающий жизнь природы воочию, утверждаю однозначно: все красивое не функционально, а некрасивое (сорняки, мухи и пр.) - более жизнеспособно. Красота - это дар Божий, это милость Божия в нашем падшем мире: "...Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных" (Мф. 5, 45). Бабочки - это остатки рая земного; не все заросло волчцами и терниями; это ностальгия о потерянном рае и призыв к его обретению...
Бабочка прекрасна - легка, воздушна, самоцветна, но она и телесна. В теле, во плоти, будет и последнее воскресение - это открыто нам Господом. Конечно, это будет не наш нынешний мир, и не наше нынешнее тело: "...чада века сего женятся и выходят замуж; а сподобившиеся достигнуть того века и воскресения из мертвых ни женятся, ни замуж не выходят, и умереть уже не могут, ибо они равны Ангелам и суть сыны Божии, будучи сынами воскресения" (Лк. 20, 34-36). Это будет сознательное бытие совершенной личности в полноте человеческой природы, вечное блаженное пребывание со Христом в нашем Небесном Отечестве. Достигнуть этого - вот единственная самодостаточная цель человеческого существования, вот смысл жизни...

(1) Онтологический смысл Крещения как Таинства неизмеримо глубже, чем мы привыкли понимать это даже в церковной среде: это не только дарование необходимой для спасения благодати Божией, но в первую очередь смерть человека Ветхого (самоутверждающегося в богоборчестве) и подлинное воскресение, рождение Нового человека во Христе. Протоиерей Михаил Шполянский. "Мы входим в храм". М., 2005.

протоиерей Михаил Шполянский


 
 

О ХРАМЕ АКТУАЛЬНОЕ СОБЫТИЯ РЕКОМЕНДУЕМ КООРДИНАТЫ
История Храма
Святыни в Храме
Жития святых
Страница памяти
Вопросы и ответы
Обращения настоятеля
Объявления
Расписание
Фотографии и видео
Почему мы православные
Что нужно знать
Советуем прочесть
Рекомендуемые молитвословия
Страничка творчества
Где находится Храм



© 2011-2012 • Храм святых первоверховных апостолов «Петра и Павла» • 03190, Украина, г. Киев, ул.Тешебаева, 54-А