|
Иерей Константин Камышанов, клирик Спасо-Преображенского монастыря г. Рязани, архитектор-проектировщик церковных зданий, комментирует ситуацию нехватки священнослужителей в Греции.
Ничего нет уникального в том, что государство вмешивается в кадровую политику Церкви. Это было при Советах, это было и при царях. Например, в конце 18 века происходило массовое планомерное закрытие монастырей по инициативе государства. В 19 веке чинились значительные препятствия желающим принять иночество. Сейчас для Церкви образовалась редчайшая в ее истории ситуация, когда государство не регламентирует количество священников, их назначения. Оно также не вмешивается в вопросы создания монастырей, количества насельников. Не регламентирует практическое применение Устава и решений церковного начальства.
Эта ситуация уникальна и тем, что древние Церкви Святой земли и бывшей Византии (Турции), напротив, находятся под полным контролем государства. Назначение Патриархов там обязательно проходит согласования с правительством.
Эпатажность заявления о том, что в Греции запрещают рукополагать священников, у нас дается однобоко. Дело в том, что Греция стоит на грани дефолта и Евросоюз предлагает ей режим экономии. А священники там находятся на содержании государства. Однако греческая Церковь могла бы предложить вариант рукополагать священников без предоставления казенного кошта. Как в России. И потом, как можно запретить рукополагать? В СССР в годы гонений это имело у нас место. Как и тайное монашество. Рукоположил греческий епископ священника и что? Расстригут?
В этой истории интересный момент состоит в том, что мы можем видеть смену цивилизационного вектора развития европейской цивилизации. Это любимая тема наших патриотов о "загнивающем" Западе была принята у нас как знамя от пассионарных коммунистов, мечтающих о вселенской миссии.
С одной стороны, всякому, кто бывал в Европе, совершенно очевидно, что весь этот кусок мира был преображен христинами и христианством. Можно сказать: да, здесь живут христиане, которые могут сказать Господу: вот Ты дал нам эту землю, а мы возвращаем ее Тебе в виде картины. Нужно быть совсем бессовестным, чтобы лгать и видеть в Европе духовную дыру.
Вместе с тем, мы видим, что атаки на христианство имеют место и в Европе, как на личном уровне, так и на государственном.
В прошлом году иммигрант-сомалиец влез на престол собора Санта-Мария дель Фьоре во Флоренции и принялся там танцевать. Во Франции происходят случаи вандальских погромов церквей. То есть и там постоянная составляющая личного террора по религиозному принципу. Есть меры государственного искажения и подрыва культурного столпа Европы. Культ и культура – однокоренные слова.
Кажется, те люди, которые реально управляют Евросоюзом, пришли к выводу, что христианство и образованный класс – элита – это слишком дорогая игрушка для строителей будущей Европы. Начинается процесс маргинализации пространства Пакс-Романа. Вандализация. Сначала сломали Рим как город. Теперь пошел процесс демонтажа наследия Рима. Того, о чем можно было прочесть у Цицерона: о ценности семьи, дружбы, самопожертвования ради высоких целей выбрасывает прочь. Если посмотреть, как в Голландии в церквях устраиваются кабаки, спортзалы и танцевальные классы, становится понятно, что Великая Французская революция не окончилась на нашем континенте и в нашей стране. Она, во Франции, Англии, Голландии и в других странах, в мягкой форме повторяет то, что было у нас в тридцатые годы: локализация христианства в культурное гетто, дикая уравниловка в правах и возможностях, пренебрежение к интеллектуальной элите, поощрение грубых наклонностей в человеке.
Наглядным примером смены ориентиров и целей служат новая скульптура, живопись и архитектура. В Австралии есть замечательный в этом плане памятник: какой-то дяденька в камзоле и буклях, весьма благообразного вида, но стоит он почему-то на голове. Русскому сознанию это, мягко говоря, чуждо. Есть памятники писающим мужчинам и женщинам, свиньям, коровам. Замечателен "Пьяный дом" в Праге. Это не просто тожество мещанства и дурного вкуса. Это лакмусовая бумажка, свидетельствующая о том, что многие западноевропейцы желают легитимизации своего бездарного, хладного и порочного существования. Они ставят на пьедестал утробную жизнь. Хотя там очень, очень много достойнейших людей.
В Европе поднимается уже заметный шторм. "Пуси" – это первая волна организованной атаки на традиционное общество в России. Это первая волна, ударившая в наш берег. Они отличаются от одиночек-маргиналов, ранее атаковавших Церковь, организованностью, поддержкой и прикрытием. Это совсем не экшн глупых девчонок.
Англия, выполняя свою миссию, донесла Библию и технологию машины "государство" почти во все концы света. Россия доставила христианские плоды цивилизации в те страны, на которые имела политическое влияние: библиотеки, школы, больницы, университеты, театры – это русский след. Очевидно, Европа "устала" от той христианской цивилизаторской миссии, которую она выполняла в течение последних полутора тысяч лет.
Греция с ее особенным положением Церкви в данном случае просто начинает медленно попадать под каток новой волны бархатной тихой европейской революции. Голландия уже расслабилась. Перед всеми государствами время от времени встают задачи цивилизационного выбора. И решающие ее продолжают существовать далее. Не справившееся – погибают. Греция перед выбором. Как и Россия.
|
|